Здесь не буду описывать все мои перипетии с организацией питомника и его приключениями, расскажу только про Асю. Правильнее ее звать Итиль Атрикс Астарта, но Ася, согласитесь, как-то душевней. Родина ее - славный город Саратов, откуда холодным октябрем добирались мы по железной дороге. Нестандартная ситуация возникла в Казани, где делали пересадку.
Пришла, понимаете ли, нужда посетить дамскую комнату, время 4 утра, я расстелила клеёночку на подоконнике и уговариваю мою милую сделать там хоть что-нибудь. Вдруг дверца кабины с треском распахивается, из нее вываливается старуха неопрятного вида, прямиком чапает к нам и делает моей малышке "у-ти-у-ти"... Вы бы видели, что с юной доберманшей приключилось... нет, вы бы слышали, что с ней приключилось! Щенок, молчавший больше суток, взвыл белугой!!! А нам как раз посадку объявили... успокоилась она только в вагоне и то после умывания... ну, дитя-дитем!
Дома нас встретил Гаша. Для тех, кто с ним не знаком: Гаша (он же Копенгаген) - солидный кот-сибиряк с широченным сибирским великодушием. Он обнюхал от макушки до хвоста вертящуюся и повизгивающую от возбуждения Асюню, лизнул ее в лоб и удочерил. Да-да. Натурально. Спал вместе с ней в специальном собачьем углу, сложив голову ей на брюхо, она же таскала его за шкирку, жевала уши и хвост и вообще вела себя беспардонно.
Ася, сразу влюбилась в мячик. Она часами могла гонять его по всем комнатам, размахивая еще не обрезанными ушами и рыча от обиды, когда он высказывал из пасти... Я радовалась, воображая себе вершины и пьедесталы, которых мы несомненно достигнем. Мечты, одна смелее другой, рисовались мне на потолке перед сном...
Так бы всё и продолжалось, кабы не приспичило нам переехать в частный дом. Случилось это уже в декабре. Накануне нового года мы с другом, прихватив Гашу с Асей, перебрались в классическую деревянную избу, где не успели толком обосноваться, как количество четвероногих стало катастрофически множиться.
Сначала подруга подкинула на пару недель безродного любимца привить ему основы послушания. Сразу же за этим пришлось забрать четырех щенков из элитного помета, которого я добивалась почти год и обещала помочь с реализацией. Уже не помню каким чудом у нас появилась киска, но появилась... назвали ее в честь Гаши - Дания. Очаровательнейшее существо.
Ближе в весне к нам впервые на курс ослушания попала Кристина - пиренейская горная собака, владельцы которой не жалели никаких денег на ее образование. Порода это малораспространенная, сравнить ее можно с увеличенным ньюфаундлендом, который по халатности фотографа напечатан в негативе.
Кристя - то самое, про которое говорят белая и пушистая. А нос у нее хоть и черный, но с розоватым отливом. И доброты она неописуемой! Высшее наслаждение щенки получали, когда их выпускали погулять во двор вместе с Кристей - они висли на ее шерсти гроздьями, вцепившись зубками в белоснежные пряди.
Как вы понимаете, всеми животными надо было заниматься! Гулять, кормить, воспитывать... я тогда работала в клубе собаководства. А друг как раз только что устроился на новую работу, связанную с частыми командировками и пропадал в них половину недели. Добавьте ко всему перечисленному отсутствие в доме зимнего водопровода, водно-печное отопление, туалет на улице и вы поймете моё состояние.
Сразу возникает вполне закономерный вопрос - для чего мне всё это понадобилось??? - отвечаю - это был второй шаг на пути к мечте. Первый мы сделали, съехав за два года до этого на неделю в Лудорвай и потеряв там половину питомника (но это отдельная история).
Так вот. Из-за непомерной нагрузки, в которую я втянулась, Ася была совсем заброшена и предоставлена сама себе. Много времени отнимали встречи с потенциальными покупателями добермашек, но над нами висел злой рок - щенков покупали... и возвращали назад, со словами: "Он такой прелестный, я так к нему привязалась, но..." а дальше шли варианты: "аллергия, неожиданный развод, это так ответственно - я не справлюсь, да и просто - передумала."
А весной Ася начала худеть. Причем, кормление у нее всегда было отменным. Голову ломали всем клубом. Таскали ее по врачам - здорова. Увеличивали порции - никакого результата. За две недели от ее упругого и налитого мускулами организма остался скелет. Я ревела почти круглосуточно и вообще была в ужасе. А когда на слезы сил больше не осталось, то начала работать голова, которая и подсказала, что Асе нужно только одно - любовь. Это озарение принесло мне успокоение, я прекратила дергаться, начала с ней больше общаться и дела пошли на лад. Все дела. Три щенка, наконец-то, обрели своих хозяев, Кристина сдала курс послушания и вернулась к хозяевам, а Асюня стала понемногу поправляться.
Надо сказать, что соседи у нас там были в большей степени превосходными. Кроме тех, с которыми граничила задняя часть нашего двора. Как-то, возвращаясь от бабушки, я застала такую картину - моя разъяренная доберманша, рыча и лая на всю округу, носится около соседского гаража (его стена как раз являлась частью границы), явно пытаясь кого-то сцапать. А на крыше этого, с позволения сказать, строения, залегла пара соседских деток и швыряет в Асю чем попало, развлекаясь на полую катушку. Попало, конечно, всей троице. Но этот случай (который вероятно был далеко не единственным) сказался впоследствии очень печальным образом.
Снег в том году не сходил долго. Но оттягивать дальше дрессировку было нельзя, и я приступила. Наш клуб придерживается немецкой линии в обучении, мы используем не ошейники, а цепочечные удавки. Звучит страшно, понимаю. Выглядит еще страшнее, особенно первые два занятия. Но эффективность колоссальная! Метода эта выстроена на инстинктах и поведенческих особенностях псовых, от того она им понятна и воспринимается без обид.
Вышли мы, значит, с Асей в ближайший лесок. Точнее сказать, притащила она меня с крейсерской скоростью на полянку (с тех пор, как к ее шее пристегнули поводок, у Аси появилась цель в жизни - стремительно двигаться вперед. Будь она упряжной собакой... но только я - не санки). Отдышавшись после вынужденной пробежки, я утвердилась в мысли, что дальше так продолжаться не может, и начала обучение с команды "рядом".
После рывка удавкой моя собака опешила. Подняла к небу изумленные глаза и, сжавшись в пружину, прыгнула вышей моей головы, щелкнув над шапкой зубами. После этого опешила я. Второй рывок поводка придал Астарте львиную силу, сбив дрессировщицу с ног. Сидя в мокром снегу и потирая ушибленную руку, я отгоняла навязчивые мысли, что с дрессировкой мы где-то припозднились. Ася радостно скакала рядом, новая игра ей явно пришлась по душе. Ну, дальше-то всё пошло как положено. Через минуту-другую, псинка моя осознала кто в нашей маленькой стае вожак и стала более внимательна к просьбам.
Поясню - процесс воспитания идет на контрасте - после жесткого воздействия всегда бывает разгрузка в виде игр и излюбленного лакомства, так что подопечные не только не бояться своего хозяина, но с удовольствием исполняют команды.
Лето пришло никого не предупредив. Выглянув как-то утром в окно, я вдохнула его лиственные ароматы солнечного счастья, и, зажмурившись от восторга, поняла, что сидеть дома нет никаких сил!
В миг собравшись, прихватив всегда готовую к гулянию Асю, заспешила в лес. А там... а там! А там оказалось, что лето много кого выманило из-под крыш. Но я, уверенная, что 10-ти месячная моя спутница никакой угрозы не представляет, спокойно отпустила ее с поводка. Радости-то, радости!
Умиляясь, смотрю на ее гонки вокруг сосен. Убежала довольно далеко. И тут мальчик... лет двенадцати... вышел на тропинку нос к носу с Асей. И замер. Руки прижаты к груди, глаза в пол-лица... испуг за версту чувствуется, да не простой, а панический!
Ася задумчиво остановилась перед ним... подняла свою умную морду, посмотрела и всё поняла. И я поняла, что она не забыла тех деток, что в нее камнями с гаража швырялись. И спине моей стало холодно, так как я была метрах в пятидесяти...
Что делать в таких случаях? Многие бегут к своей собаке с грозными воплями и этим только ухудшают ситуацию. Нельзя приближаться, надо наоборот уходить (или делать вид, что уходите), нежным голоском, полным всяких благ, зазывая своего четвероногого последовать за вами. А почему? А потому, что ваша близость придаст уверенности вашей собаке и она, убежденная, что вы стремитесь ей на помощь, а угрозы адресованы не ей, а якобы стоящему перед ней обидчику, с удвоенным усердием будет доказывать вам свою преданность.
Я, последовав собственному совету, стала обещать Асе все, что в голову приходило. Ася отвела уши в мою сторону, потом еще раз понюхала мальчика-истукана, и засомневалась. Я продолжала увещевать, прячась изредка за елочку, Ася размышляла...
А когда решение созрело, она обошла мальчугана сзади, ущипнула его за попу, и со всех ног бросилась ко мне. Парнишка взревел, не столько от боли, думаю, сколько от обиды. Объяснялись мы с его мамой долго, но результативно. В конце беседы она заявила в сердцах: "А, так ему и надо, он вообще всего боится, может теперь поймет, что страх до добра не доводит!". На том и порешили...