В продолжение темы воспитания и дрессировки собачек маленького размера.

Статью я получила от одной из читательниц рассылки. Спасибо! Свои комментарии я оставлю после статьи :)

"Об авторе:
Михаил Александрович Рудашевский инструктор с 1972 года, занимался разными видами дрессировки собак, подготовил ряд чемпионов и призеров Чемпионатов СССР по многоборью со служебными собаками.

Работал в Санкт-Петербурге и в Перми. В настоящее время тренер по аджилити, там также подготовил нескольких Чемпионов и призеров Чемпионатов и Кубков России. Подчеркну, что автор практик, поэтому с терминологией иногда может обойтись достаточно вольно. Например, умышленно не делается разницы между терминами «метод» и «способ» дрессировки.

Сюрпризы для дрессировщика.

Дрессировка шелти для человека, привыкшего работать с "ГДР-овской" немецкой овчаркой или эрделем, занятие непривычное. Шелти, конечно, бывают разные, но в основном они довольно робкие собаки. Нам важно отметить два проявления этой робости:

·        Боязнь незнакомых явлений (транспорт, шум трибун и т.п.).

·        Болезненная реакция на критику своих действий со стороны дрессировщика ("не хотите и не надо").

Подчеркну, что не все шелти таковы, но это типичное поведение. Понятно, что если собаки этой породы, несмотря на свою природную робость, лидируют в мировом аджилити, то они должны иметь очень серьезные преимущества. Эти преимущества таковы:

·        Высокий интеллект, обучаемость, желание учиться.

·        Неплохие темперамент, двигательная активность, "драйв".

·        Неплохие скорость, прыгучесть, ловкость.

·        Возможность адаптации к регулярной "угрозе", подвижность нервной системы.

Особенно нужно иметь в виду последнее обстоятельство. Если бы не оно, то о массовом применении шелти в соревнованиях по дрессировке можно было бы забыть. Моя практика подготовки шелти по аджилити в качестве тренера и владельца относительно невелика.

Но это обстоятельство сразу бросается в глаза. Пару раз я приходил почти в отчаяние, столкнувшись с робостью своих шелтиков-подростков в той или иной ситуации (например, поездка в общественном транспорте). Если бы такую же робость в этом проявляла немецкая овчарка, ее можно было бы смело выбраковывать по нервной системе. А шелтики... пара поездок - и привыкли!

Конечно, нужно понимать: перестала собака обращать внимание на ранее пугавший ее раздражитель или просто "терпит" его присутствие. Излишне объяснять, что во всех ситуациях, имеющих отношение к соревновательной деятельности, нужно добиваться первого варианта.

Если Вы заметили робость или страх в поведении Вашего шелтика, не нужно его успокаивать, подбадривать. Собака воспримет это, как поощрение своего "робкого" поведения, оно усилится и закрепится. Нужно долго и нудно воспроизводить конфликтную ситуацию ("вошел в автобус - вышел"), игнорируя робкое поведение до тех пор, пока собака не "устанет бояться" и только тогда поощрить ее.

Можно работать с очень голодной собакой и кормить ее кусочками корма (основного рациона, не "подкормки!") прямо после посадки в транспорт - если она сама туда зашла "гордо и смело".

Любых собак нужно вначале обучать без отвлечений, а затем, постепенно, наращивать уровень помех. Такая же схема хороша и для шелти, но она требует большего количества ступенек у "лестницы помех".

Если бы мы говорили о немецкой овчарке, то в качестве помех в голову приходят сразу выстрелы, присутствие других собак, кошек - в общем, что-то сильнодействующее. В разные проверки включается упражнение с собакой, находящейся среди нескольких посторонних людей.

Но это скорее предназначено для проверки собак вольерного выращивания и слишком злобных особей. С шелти крайне важно просто приучить его выполнять элементарные команды среди посторонних людей - обычных прохожих. Столь же существенно регулярно менять места занятий.

Соответственно, два совета начинающему владельцу: сызмала приучать щенка к присутствию и прикосновениям посторонних, гулять в разных местах, постепенно все более и более людных и шумных. Приучать к типовым для последующего применения собаки, раздражителям: если речь идет о подготовке к соревнованиям, то к записанному на магнитофон шуму трибун, фотовспышкам и т.п.

До сих пор мы говорили о ситуации, когда уже отдрессированный в ситуации "без помех" шелти теряет работоспособность, испугавшись чего-нибудь. Сейчас о том, как вообще лучше обучать собаку этой породы. То есть весь процесс подготовки собаки мы разобьем на три этапа:

1.  Обучение (собака получает представление о том, что она должна делать в ответ на тот или иной сигнал дрессировщика).

2.  Дрессировка (собака учится выполнять команду даже тогда, когда не хочется).

3.  Совершенствование (доведение навыков "до блеска" по качеству и темпу исполнения).

Немного теории.

При подготовке собаки на каждом из этих этапов могут применяться как одинаковые, так и различные методы обучения. Поговорим о некоторых из них.

Владельцу обычно очень трудно внутренне согласиться с тем, что собаку не нужно наказывать за неправильное поведение. В Санкт-Петербурге - Ленинграде советских времен, перед зачислением в группу по дрессировке, владельцы собак служебных пород посещали теоретические занятия и сдавали экзамены по программам "Собаковод-любитель" и "Дрессировщик-любитель" (в обиходе - "техминимум").

Лет двадцать пять тому назад я принимал экзамен по "техминимуму" в одном из межрайонных клубов собаководства. Мне запомнился ответ одной интеллигентной дамы - Вузовского преподавателя. Первый вопрос: "Нежелательные связи у собак".

Имелись в виду образовавшиеся в процессе обучения лишние связи в сознании собаки. Например, собака несла апортировочный предмет, на нее в это время упал кирпич. Образовалась нежелательная связь, в результате которой собака боится апортировать.

Видимо, эту лекцию дама пропустила, поэтому, густо покраснев и опустив ресницы, промолвила: "Ну, я думаю, связь с какой-нибудь бродячей собакой...".

А вот на лекции, посвященной второму вопросу - отработка команды "Ко мне" - дама явно присутствовала. Я тогда очень акцентировано читал эту лекцию, так как много было собак, которых владельцы ловили в конце прогулки чуть ли не сачками, а потом наказывали.

Собаки еще больше боялись к ним подходить и процесс, "зациклившись", развивался далее лавинообразно. Поэтому я, что называется, "вбивал гвозди" в сознание обучаемых, много раз четко повторяя одно и то же: "Если собака подошла к Вам не сразу, или вообще не подошла, а Вы ее поймали, тогда! Не надо нервничать, не надо волноваться!". И так много раз.

Часто на такой лекции наиболее кровожадные и сообразительные слушатели спрашивали плотоядно: "А если я не сам поймал собаку, а приятель помог, тогда можно понервничать и поволноваться?!".

Далее я объяснял, что во всех этих случаях, даже, если по вине свободолюбивого животного, Вы опоздали на работу и лишились премии, все равно, нужно ровным и спокойным голосом похвалить собаку.

Дама на этой лекции явно была: говорила она цитатами. Когда в десятый раз она повторила: "Не надо нервничать, не надо волноваться", я не выдержал и спросил: "А что надо?". Дама задумалась, потом просияла и выпалила: "Надо ровным, спокойным голосом... наказать собаку!". Труднейшая задача стоит перед дрессировщиком - победить такую стойкую и естественную психологию.

Традиционно предпочтение в дрессировке собак отдавали различным вариантам, близким к контрастному методу.

Классическая дрессировка.

Классическая дрессировка основана на сочетании положительных подкреплений и наказаний поведения собаки, исходящих преимущественно от дрессировщика.

Положительное подкрепление - это что-то, чего собака хочет достичь, наказание - что-то, чего собака хочет избежать. Иначе говоря, положительное подкрепление повышает вероятность повторения подкрепленного поведения, а наказание снижает эту вероятность.

Сразу оговорюсь, что есть существенная разница между различными видами наказания. Она в том, что в одной ситуации собака еще может изменить поведение так, чтобы избежать этого воздействия, а в другом «наказание» происходит после поведения, изменить уже ничего нельзя.

Например, если собака грызет диван в отсутствие хозяев, то эффективным наказанием будет воздействие через стену электрошокового ошейника ("шокера") точно в момент действия, наблюдаемый с помощью видеоаппаратуры, а неэффективным «наказанием» - воздействие дрессировщика после возвращения домой.

Оговорюсь, что просто привел иллюстрацию, но совсем не призываю воздействовать на шелти шокером; ниже будет приведен пример, более подходящий для этой породы.

Аналогичная разница существует между положительным подкреплением и поощрением. Положительное подкрепление должно подаваться как можно быстрее после совершения действия; время поощрения некритично, его задача - поднять эмоциональный тонус собаки.

При обучении традиционным способом собака работает в основном для того, чтобы избежать наказания.

Мотивационная дрессировка.

В последнее время довольно модной стала мотивационная ветвь классической дрессировки. Несколько меняя соотношение положительных и отрицательных факторов в обучении собаки, этот вариант обучения все же сохраняет исходящие от дрессировщика воздействия, которых собака пытается избежать, что снижает эффективность обучения.

Даже, если такие воздействия назвать нежным словом "коррекция", суть не изменится. Страх убивает мысль! А самостоятельность мышления собаки (при правильных иерархических отношениях с дрессировщиком, о чем речь пойдет ниже) вредна только, если очень торопиться побыстрее отдрессировать собаку.

Для нас важной особенностью такого подхода является широкое использование разнообразных приманок - корма, игрушек и других.

Дрессировка с помощью положительного подкрепления.

В последнее десятилетие в мире дрессировки появилось новое мощное течение. Условно его можно назвать дрессировкой с помощью положительного подкрепления (ПП).

Суть такой дрессировки: неправильное поведение собаки игнорируется, а правильное поощряется. Идея здесь в том, что неправильное поведение, не получая положительного подкрепления, "тает", а правильное - усиливается.

Собака работает в первую очередь для того, чтобы добиться положительного подкрепления... Разнообразные "нажатия на круп, чтобы добиться посадки" и рывки поводком недопустимы. Применяются только такие наказания, которые собака не отождествляет с дрессировщиком. Либо «отрицательное наказание» - оно не предвещает собаке ничего неприятного, а выражается в том, что собаку лишают чего-то приятного.

Отрицательная информация при дрессировке методом положительного подкрепления.

Возможна также отрицательная информация, поступающая от дрессировщика к собаке. Некоторые известные дрессировщики сразу пользуются командой отрицательной информации, некоторые - со второго этапа подготовки собаки (этапа дрессировки). Некоторые не используют сигнал отрицательной информации вовсе.

Есть также вариант с использованием двух уровней (и двух команд!) отрицательной информации. Первый уровень - команда (например, "нет"), которая ничем не обусловлена. Просто собака знает, что после этой команды положительного подкрепления не видать и нужно искать другой вариант поведения, так как поведение, предшествующее команде "нет" всегда игнорируется дрессировщиком.

Второй уровень - команда (например, "нельзя") обусловлена прекращением (чаще временным) занятия, что при работе методом положительного подкрепления, обычно вызывает у собаки большое разочарование. Если работать, используя сигналы для обоих уровней отрицательной информации, то нужно применять две разные команды, например "нет" и "нельзя".

Подчеркну, что оба варианта не имеют ничего общего с командой, обусловленной наказанием (или, так называемой "запрещающей командой"), чье действие обусловлено страхом.

Оперантный метод.

В отечественной и зарубежной литературе положительное подкрепление ассоциируется чаще всего с оперантным методом научения. Это совсем не обязательно.

Оперантный метод в чистом виде предполагает подкрепление или наказание (положительное или отрицательное) собственных случайных действий собаки. То есть, если мы обучаем собаку идти на место и ложиться, то последовательность наших действий будет такой. Не подавая никакой команды, мы даем голодной собаке понять: "У меня есть корм, попробуй заработать!" И ждем.

Когда собака повернет голову в сторону места - подкрепляйте (вне рамок этой статьи увлекательный разговор о способах подкрепления). Добейтесь, чтобы собака стабильно поворачивала голову в нужную сторону. Перестаньте подкреплять этот поворот (когда мы хотим от собаки чего-то большего, то это называется "повышением критериев").

Дождитесь, пока собака сделает шаг в нужном направлении. Подкрепляйте, пока не станет стабильным. Затем подкрепляйте два шага. И так, до тех пор, пока собака не начнет сама (пока еще без команды!) быстро и четко бежать на место и ложиться.

Только тогда, когда качество и скорость выполнения навыка полностью удовлетворяют (иначе говоря, дальнейшее повышение критериев не предполагается) и собака "достала" Вас, вновь и вновь предлагая это поведение, чтобы заработать положительное подкрепление, настала пора вводить команду. Это называется - "взять поведение под стимульный контроль".

В этот период мы положительно подкрепляем собаку только, если собака идет на место по команде; самостоятельное поведение теперь игнорируется. Этот процесс сам по себе несложен.

Типичная ошибка новичков - преждевременное включение команды в работу. Важно понимать, что повышение критериев уже после взятия поведения под стимульный контроль - колоссальная нагрузка на нервную систему собаки. Для дрессировщика это - две стадии выработки одного навыка, а для собаки - два разных навыка, которые нужно выполнять по одному и тому же сигналу.

Метод наталкивания с положительным подкреплением.

Метод положительного подкрепления можно также сочетать с наталкиванием, понимаемым широко. Наталкивание предполагает использование разнообразных подсказок: мишеней, жестов (не тех, которые впоследствии могут играть роли команд), негрубой механики - всего того, что, не вызывая страха у собаки, позволяет ей быстрей понять, что от нее требуется.

Достаточно распространено сочетание методов: начало отработки сложного навыка с подсказкой плавно переходит в оперантное обучение. В США популярна пропорция 3:1, предложенная известной (и очень результативной) канадской специалисткой по аджилити Сьюзен Гаретт. То есть трижды применить подсказку, затем попробовать без нее - и так до тех пор, пока не получится.

Автор этих строк, тренируя многоборцев со служебными собаками, пришел к аналогичным выводам. Так же, как и при использовании "чистого" оперантного метода, команду мы вводим только тогда, когда повышение критериев закончено и навык полностью сформирован.

Достоинства метода наталкивания очевидны - обучение идет намного быстрее. Недостаток - собака не "учится учиться".

При работе "чистым" оперантным методом дрессировщик тратит уйму времени на отработку первых навыков, а каждый следующий воспринимается собакой быстрее, так как она уже вошла во вкус и привыкла угадывать желания дрессировщика, предлагая все новые и новые варианты поведения.

При частом использовании наталкивания собака ждет подсказки, что может затруднить тонкую шлифовку навыка или коррекцию навыка, выполняемого на значительном расстоянии от дрессировщика.

Командный метод с положительным подкреплением.

И, наконец, командный способ также может использоваться вместе с положительным подкреплением. В данном контексте, используя термин "командный", я имею в виду то факт, что при обучении мы сразу используем команду - и именно к ней подстраиваем остальное поведение собаки.

При этом не используются приемы, вызывающие страх у собаки, не применяется наказание, связанное с дрессировщиком. Такой метод дает самые быстрые результаты (из способов, использующих положительное подкрепление) и может применяться для обучения навыкам бытовой дрессировки, не требующим особой точности и, соответственно, повышения критериев.

Любой подход, использующий метод положительного подкрепления, позволяет значительно расширить круг собак, потенциально способных к результативной дрессировке, позволяет существенно снизить возраст начала обучения собаки и дает ряд других серьезных преимуществ. Очень многие навыки могут быть полностью сформированы с помощью такой системы.

Обучение с помощью положительного подкрепления имеет существенный недостаток. Если вы уж взялись обучать собаку с помощью положительного подкрепления, то даже один навык, отрабатываемый традиционно, может (хотя и не наверняка) испортить всю остальную подготовку.

Пару лет назад я "воевал" с юной и способной дрессировщицей, обладательницей 4-5 летней суки, внешне немного напоминающей келпи.

Когда она появилась в моей группе, собака была явно "задавлена", девочка ругала ее за ошибки и животное работало в ритме похоронной процессии.

Переход на положительное подкрепление принес свои плоды - собака стала работать весело и азартно, хотя и допускала естественные для этой стадии обучения ошибки. Проводница вроде бы поняла, что нужно терпеливо ждать, пока количество этих ошибок не уменьшится само собой.

Через некоторое время темп работы собаки резко снизился вновь. Путем блиц-опроса установил: девочка дома стала добиваться, чтобы собака ела рядом с кошкой и не отбирала у кошки еду. Добивалась грубо. Что это повлияет на отношения с собакой на дрессировочной площадке, не понимала.

Пришлось долго объяснять, что если уж мы выбрали вариант работы с положительным подкреплением, то ни при какой ситуации отрицательное подкрепление не должно исходить от проводника.

Применение наказания.

Проблемы с обучением положительным подкреплением возникают тогда, когда нежелательное поведение собаки "самоподкрепляется".

Например, щенок грызет предметы домашнего обихода и получает от этого массу удовольствия. В таких случаях (в каждом конкретном - по-своему) нужно применять наказание.

Но упражнение подбирается так, чтобы источником наказания не был владелец! Например, в нашем случае поможет обрызгивание обгрызаемых предметов чем-то с неприятным для собаки вкусом (подбор такого вещества индивидуален для каждой собаки).

Таким способом можно даже выработать условный рефлекс: если при обучении сочетать неприятный вкус с нейтральным запахом слабой концентрации, то впоследствии достаточно будет использовать только запах.

Этапы подготовки собаки.

Этап обучения.

На этапе обучения подавляющему большинству собак породы шелти подходит метод положительного подкрепления - вариант выбирается в зависимости от целей обучения и конкретного навыка. Собака обязательно должна работать весело и радостно.

Одновременно нужно приучать собаку к посторонним раздражителям - пока еще не требуя выполнения навыков.

Важно также начать приучать собаку к абсолютному доминированию дрессировщика. Основная часть этой работы приходится на следующий этап, но понятие о "вожацкой" роли дрессировщика нужно формировать заранее.

Этап дрессировки.

На этапе дрессировки в зависимости от целей подготовки собаки, с учетом личности дрессировщика и особенностей конкретного животного, возможно применение различных методов.

Конечных цель этапа - безотказное выполнение команд дрессировщика.

Собака обязательно должна признать в дрессировщике вожака их "микростаи". В случае с шелти, не следует достигать этого психологическим давлением. Лучше соблюдать иерархические законы стаи - они подробнее описаны, например, в книге Джона Фишера "О чем думает Ваша собака".

Вот краткий перечень "вожацких прав и обязанностей". перечень составлен на основании опыта автора, книги Фишера, а также статьи Нелли Вознесенской "Бить или не бить" (автор ссылается на Эда Фраули "Как обращаться с доминантной собакой").

·        Вожак есть первым и может дополнительно отнимать еду у нижестоящих членов стаи;

·        Вожак спит в лучшем месте; на его месте никто не спит;

·        Вожак идет первым, ведет стаю;

·        Вожак следит, чтобы стая держалась вместе;

·        Вожак решает, будет ли стая драться, и сам первый должен ее защищать;

·        Вожак решает, как принять чужака и защищает жилище;

·        Вожак сам решает, что он будет делать;

·        Вожак начинает охоту.

Если коротко, то владельцу нужно соблюдать следующие правила, чтобы в иерархии "стаи" занять ранг выше своей собаки:

·        собака должна есть после хозяина, никогда не давать кусочки попрошайке, если попрошайничество продолжается - это симптом неправильных отношений;

·        дрессировщик должен умышленно ронять кусочки еды на пол и забирать их обратно, не позволяя подбирать собаке;

·        всю еду собака должна "зарабатывать" - хотя бы выполнением самых простых команд (при подготовке к работе с большой долей самостоятельности - типа пастушечьей службы - некоторые авторы рекомендуют часть пищи также прятать, чтобы собака "охотилась");

·        собака не должна находиться выше дрессировщика (в прямом смысле слова: если он прилег на диван, то место собаки - на полу); эффективно пораньше обусловить пищей положение "лежать" (самое "низкое" в представлении собаки);

·        дрессировщик, а не собака, первым проходит через любые двери; опережайте собаку при подъеме по лестнице - собака должна снизу вверх подходить к дрессировщику, а не наоборот;

·        собака не должна вольготно ложиться "на проходе", собака не должна спать на наших креслах и кроватях, а вот дрессировщик должен периодически садиться на ее место; когда мы ходим по дому, собака должна уступать нам дорогу;

·        собака должна позволять хозяину делать с собой все; нужно регулярно тискать, ощупывать собаку, имитировать осмотр прикуса, измерение температуры и т.п.; лояльное поведение поощряется пищей, при сопротивлении дрессировщик не отступает, но и не проявляет поспешности, добиваясь своего применением пищевых стимулов.

Дрессировщик не должен позволять собаке "фамильярничать" во время приветствия. Невинные прикусывания, постановка лап, запрыгивания на дрессировщика при встрече, часто являются попытками собаки повысить свой иерархический ранг в "семье-стае".

Владельцу шелти трудно осознать необходимость доминировать над таким милым существом. Конечно, даже доминантный шелти не несет угрозы жизни хозяина. Просто шелти, считающий себя вожаком, не будет стабильно выполнять команды дрессировщика.

Автор обычно ведет себя с собаками доминантно автоматически. Но нужно было преодолеть некий психологический барьер, чтобы воспринимать вожацкие наклонности 32-х сантиметрового шелти всерьез... Песик великолепно учился, работал радостно и весело, но - когда хотел. Работа по установлению правильных иерархических отношений нужна всегда, когда есть необходимость в точности или безотказности работы.

По отношению к большинству шелти применение механического воздействия противопоказано и на этом этапе. В 2001 году юный шелти автора, отдрессированный исключительно положительным подкреплением (на всех этапах!) занял высокое четвертое место на Чемпионате России РКФ по аджилити, а в августе выиграл Чемпионат России ФКС. Выполняя простые правила иерархического поведения, описанные выше, можно решить проблемы стабильности послушания, возникающие у большинства собак.

К особям с исключительным стремлением к лидерству иногда приходится применять легкое механическое воздействие в качестве отрицательного подкрепления.

Например, в момент проявления агрессии на другую собаку, дрессировщик может слегка ущипнуть собаку за шерсть. Подчеркну, что именно в момент проявления агрессии, а не после. То есть, дрессировщик должен заранее предвидеть и предупредить поведение собаки. В идеале дрессировщик должен, предвидя возможную агрессию своей собаки, заранее запретить ее (командой или специальным сигналом).

Если собака не начнет агрессию - применить положительное подкрепление, а если начнет - то отрицательное подкрепление "вожацкого характера". Воздействие в данном случае не значит: "Ах ты так, тогда я тебе отомщу!". Смысл воздействия: "Напоминаю, вожак - я! Только я могу решать, кого атакует стая, а не какой-то шелти".

Этап совершенствования.

Этап совершенствования необходим только при подготовке шелти к какому-либо виду результативной деятельности: например соревнованиям по дрессировке, применению в качестве пастушечьей собаки, помощника инвалида. Это обычно очень длительный этап. Как правило, он основан только на положительном подкреплении и служит для тонкой шлифовки навыков, дальнейшего повышения скорости исполнения и т.п.

Особенности национальной пастьбы.

В России традиционно служебными собаками считались почти исключительно представители сторожевых и охранных пород.

Если оставить за скобками охоту, то, пожалуй, только работа с использованием чутья считалась столь же серьезной и уважаемой. И то, господствующая тенденция была очевидной - одна и та же собака должна и носом работать, и задержание выполнять.

Выборка включена в ЗКС, советские нормативы розыскной службы включали задержание "нарушителя". Плохого в этом не было ничего, такая же философия положена в основу ИПО и Шутцхунд.

Наоборот, лично мне уже тогда казалось, что ОКД не имеет права на существование в качестве самостоятельной службы, дающей права на племенное использование. Более того, я и сейчас остаюсь противником нормативной дрессировки типа Обидиенс, ОКД или "Следовой работы".

Если мы хотим поддерживать рабочие качества той или иной породы, то обязательно должны включить в нормативы какой-то раздел с проверкой самостоятельной работы (на существенном расстоянии от проводника), включающего борьбу с другим(ими) существом(ами).

По-прежнему оставляя за скобками охоту, я выделяю две группы таких упражнений: задержание и пастушечья работа. Отечественные пастушечьи породы (автор не знаком с оленегонными лайками) больше охранные, чем пастушечьи. Соответственно и нормативов испытаний или тестов, и традиций дрессировки пастушечьих собак в России нет.

Эти рассуждения приводят к двум выводам:

1.  Если мы хотим поддерживать (уж не мечтаю улучшать...) рабочие качества пастушечьих пород, таких как бордер-колли, шелти и другие, то мы должны ввести новую нормативную дрессировку или тест.

Норматив должен предполагать минимум обучения и максимум проверки природных качеств собаки. В наших условиях реально импортировать вариант нормативов пастушечьей службы или теста, и адаптировать его для работы с гусями. В будущем возможно создание центров, специально содержащих овец для тренировки собак. Если этого не сделать, то через несколько лет нам придется либо полностью обновлять поголовье, либо считать эти породы декоративными.

2.  Отношения пастушечьих собак с человеком (особенно с чужим, но также и с проводником) принципиально отличаются от аналогичных отношений сторожевых и охранных пород.

Соответственно, излюбленные методики отечественной дрессировки, такие, как "контрастный метод" в работе с пастушечьими породами если и можно применять, то сверхосторожно. Более вероятно успешное применение других, "щадящих" методик дрессировки.

Разработка адаптированных нормативов пастушечьей службы - дело ближайшего будущего. А вот по дрессировке шелти небольшой опыт уже есть.

С ростом популярности аджилити в России, эта порода собак, доминирующая в мировом мини-аджилити, появилась и в российской дрессировке. Работа с шелти может сыграть ключевую роль в изменении менталитета российских дрессировщиков.

Соревновательная дрессировка собак породы, регулярно побеждающей на международных турнирах по аджилити и успешно выступающей по обидиенс, но, в большинстве своем, не выносящей психологического давления, неминуемо приведет к ориентации на положительное подкрепление вместо контрастного метода."

http://www.agility.ru/School/r_L1.htm